Игры для развития математических способностей

Роль дидактических игр. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность производится только в том случае, если дети проявляют внимание к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Как долго может интересовать малыша игра, если ее правила и содержание неплохо ему известны? Вот трудность, которую требуется решать практически именно в ходе работы. Дети ценят игры, неплохо знакомые, с удовольствием играют в них. Какое же значение имеет игра? В ходе игры у малышей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить своими силами, развивается интерес, желание к знаниям.

Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных случаях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже наиболее пассивные из деток включаются в игру с большим желанием, прилагают все усилия, чтоб не подвести приятелей по игре. В игре ребенок приобретает новые познания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В отличие от иных видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает.

Игра постоянно и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – солидная форма воспитания. Игра для дошкольников – метод знания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь малышей в игре, воспитатель воздействует на все стороны роста индивидуальности малыша: на отношение, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Хотя если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и иная цель – развитие деток, усвоение ими конкретных познаний, создание умений, выработка тех или других качеств индивидуальности. В этом, между делом, равно из главных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с иной – игра есть средство целенаправленного образования индивидуальности. В максимальной степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Склад ума разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет самом значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна лишь в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических познаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, т.к. в ходе проведения таких игр отношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более эмоциональный и непринуждённый темперамент. Добровольное и свободное включение малышей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее деток. Детям необходимо неплохо осознавать смысл и содержание игры, ее правила, идею любой игровой роли. Смысл игровых действий обязан совпадать со смыслом и содержанием поведения в настоящих случаях с тем, чтоб основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в частности и проигравших. Итак, дидактическая игра – целенаправленная творческая деятельность, в ходе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.  В современных школах программы очень насыщены, существуют экспериментальные классы. Также, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во массы семьях для обучения и развлечения малышей приобретают компьютеры. Требование познаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает потребность знакомства малыша с основами информатики уже в дошкольный период. В дошкольном возрасте закладываются основы познаний, необходимых ребенку в школе.

Математика является основойлюбой сложной науки, которая может вызвать определенные трудности в ходе школьного обучения. Также далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, потому при подготовке к школе главное познакомить малыша с основами счета. При обучении деток основам математики и информатики главное, чтоб к началу обучения в школе они имели следующие познания:

  •  счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, способность узнавать цифры к ряду и вразбивку, количественные (1, 2, 3…) и порядковые (1-й, 2-й, 3-й…) числительные от одного до десяти;
  • последующие и предыдущие числа в пределах первого десятка;
  • узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
  • доли, способность разделить предмет на 2-4 равные части; 
  • основы измерения: ребенок обязан уметь измерять длину, ширину, высоту с помощью веревки или палочек;
  • сравнивание предметов: более-менее, шире-уже, выше-ниже;
  • основы информатики, которые пока являются факультативными и включают в себя мнение следующих понятий: алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая вычислительной машиной, создание главных логических операций – “не”, “и”, “или” и др.

Основу из основ математики представляет понятие количества. Хотя количество, как, хотя, почти каждое математическое понятие, составляет собою абстрактную категорию. Потому часто появляются трудности с тем, чтоб объяснить ребенку, что подобное количество, цифра. Формированию у малыша математических представлений способствует применение разных дидактических игр. Подобные игры учат малыша осознавать кое-какие сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и количества, числа и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, создавать выводы.

При использовании дидактических игр широко используются разные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в радостной, доступной и занимательной форме. Если у малыша появляются трудности при счете, покажите ему, считая вслух, 2 желтых кружочка, 4 крвасных, 3 голубых. Попросите его самого считать предметы вслух. Вечно считайте разнообразные предметы (книги, мячи, игрушки и т. д.), иногда спрашивайте у малыша: “Сколько чашек стоит на столе?”, “Сколько лежит книг?”, “Сколько малышей гуляет на площадке?” и т. д.

Приобретению навыков устного счета способствует обучение детей осознавать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр. Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении разных игр. Научив ребенка измерять температуру, просите его каждый день определять температуру на наружном термометре. Вы имеете возможность вести учет температуры воздуха в специальном “журнале”, отмечая в нем ежедневные колебания  температуры.

Анализируйте перемены, просите малыша определить повышение и понижение температуры за окном, спросите, на сколько градусов переменилась температура. Составьте совместно с малышом график перемены температуры воздуха за неделю или месяц. Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, к примеру, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было более, кого  менбше, каких зверей одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто более – зайка или мишка, кто меньше, кто того же размера.

Пускай дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пускай он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше – кто меньше, выше – ниже), попросите его в ходе повествования откладывать счетные палочки. А после он может нарисовать героев собственной истории и поведать о них, составить их словесные портреты и сравнить их. Достаточно полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. В особенности неплохо, если на картинках будет разное число предметов.

Спросите ребенка, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное число предметов, вещей, животных и т. д. Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает развитие подобных навыков, как разбор количества на составные части и определение прошлого и последующего количества в пределах первого 10-ка. В игровой форме дети с удовольствием угадывают последующие и предыдущие количества.

Спросите, к примеру, какое число больше 5, при этом меньше семи, менее 3-х, но более единицы и т. д. Дети достаточно ценят загадывать количества и отгадывать задуманное. Задумайте, к примеру, количество в пределах десяти и попросите малыша называть различные числа. А вы будете говорить, больше или меньше названное число задуманного вами.

После поменяйтесь с ребенком ролями. Для разбора количества возможно применять счетные палочки. Попросите малыша выложить на стол 2 палочки. Спросите, сколько палочек на столе. После разложите палочки по 2-м сторонам.

Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Затем возьмите 3 палочки и к тому же разложите на 2 стороны. Возьмите 4 палочки, и пускай ребенок разделит их. Спросите его, как еще возможно разложить 4 палочки. Пускай он поменяет расположение счетных палочек т.о., чтоб с одной стороны лежала 1 палочка, а с иной – 3. Точно так же последовательно разберите все количества в пределах 10-ка. Чем крупнее количество, тем, соответственно, крупнее вариантов разбора. Нужно познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб).

Объясните, что такое сторона, что такое угол. По какой причине треугольник называется треугольником (3 угла). Объясните, что есть и иные геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов. Пускай ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему нужные размеры, отталкиваясь от числа палочек.

Предложите ему, к примеру, сложить прямоугольник со сторонами в 3 палочки и 4 палочки; треугольник со сторонами 2 и 3 палочки. Составляйте тоже фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Иным вариантом будут комбинированные фигуры, у которых отдельные стороны будут общими.

К примеру, из 5 палочек необходимо одновременно составить квадрат и 2 одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать 2 квадрата: огромной и небольшой (небольшой квадрат составляется из 2-х палочек внутри крупного). При помощи палочек полезно тоже составлять буквы и цифры. При этом случается сравнение понятия и знака. Пускай малыш к составленной из палочек цифре подберет то количество палочек, которое составляет эта цифра. Весьма важно привить ребенку навыки, нужные для написания цифр.

Для этого рекомендуется провести с ним крупную подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Возьмите тетрадь в клетку. Покажите клетку, ее стороны и углы. Попросите ребенка поставить точку, к примеру, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п.

Покажите середину клетки и середины сторон клетки. Покажите ребенку, как рисовать простейшие узоры при помощи клеток. Для этого напишите некоторые элементы, соединяя, к примеру, верхний правый и нижний левый углы клетки; левый и правый верхние углы; 2 точки, размещенные посередине ближайших клеток. Нарисуйте простые “бордюрчики” в тетради в клетку. Тут важно, чтоб ребенок сам желал заниматься.

Потому нельзя заставлять его, пускай он рисует не более 2-х узоров за 1 урок. Такие упражнения не только лишь знакомят ребенка с основами послания цифр, однако к тому же и прививают навыки тонкой моторики, что в последующем будет весьма помогать ребенку при обучении написанию букв. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, умение к творческому поиску, желание и способность учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для любой занимательной задачи, постоянно вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения с высокой скоростью воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи нужно сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе какой-то “подвох” и для ее решения нужно понять, в чем здесь хитрость. Если ребенок не справляется с задачей, вероятно, то, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Весьма возможно, что, читая или слушая 2-е условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него.

После прочтите 2-е предложение и задайте тот же вопрос. И так дальше. Весьма вероятно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой тут обязан быть ответ. Решите сами вслух какую-нибудь задачу. Делайте определенные выводы после каждого предложения.

Пускай малыш следит за ходом ваших мыслей. Пускай он сам поймет, как решаются задачи такого типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать подобные задачи просто и даже любопытно. Обычные загадки, созданные народной мудростью, тоже способствуют развитию логического мышления ребенка:

  • 2 конца, 2 кольца, а посередине гвоздик (ножницы).
  • Висит груша, нельзя скушать (лампа).
  • Зимой и летом одним цветом (елочка).
  • Сидит дедушка, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезинки проливает (лук).

Знание основ информатики сейчас для обучения в начальной школе не является обязательным, в сравнении, к примеру, с навыками счета, чтения или даже послания. Хотя обучение дошкольников основам информатики, безусловно, принесет определенную пользу. В первую очередь, практическая польза обучения основам информатики будет включать в себя развитие навыков абстрактного мышления.

Во-вторых, для усвоения основ действий, производимых с вычислительной машиной, ребенку потребуется использовать способность классифицировать, выделять основное, ранжировать, сопоставлять факты с действиями и т. д. Следовательно, обучая малыша основам информатики, вы не только лишь даете ему новые познания, которые пригодятся ему при овладении компьютером, однако еще и параллельно закрепляете отдельные умения общего характера. Так же существуют игры, которые не только лишь продают в магазинах, но еще и публикуют в разных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком.

На игровом поле как правило изображены разные картинки или даже целая история и есть пошаговые указатели. По условиям игры, участникам предлагается кинуть кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. К примеру, при выпадении какой-то цифры участник может начать собственный путь в игровом пространстве. А сделав то число шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, к примеру, перескочить на 3 шага вперед или возвратиться в старт игры и т. д.

Так, в игровой форме случается прививание ребенку познания из области математики, информатики, русского языка, он обучается исполнять разные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В ходе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, писать и читать. Самое основное – привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия обязаны проходить в увлекательной игровой форме. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В дошкольном возрасте закладываются основы познаний, необходимых ребенку в школе.

Математика представляет собою сложную науку, которая может вызвать определенные трудности в ходе школьного обучения. Также далеко не все дети содержат склонности и обладают математическим складом ума, потому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. И родители, и педагоги знают, что математика – мощный фактор интеллектуального развития ребенка, образования его познавательных и творческих способностей. Самое основное – привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия обязаны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у наиболее несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают лишь игровые действия, а после и то, чему учит та или другая игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Подобным образом, в игровой форме прививание ребенку познания из области математики, научите его исполнять разные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В ходе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, писать и читать, а в развитии таких навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и педагог.

Написано по книгам:  1. Амонашвили Ш.А. В школу – с 6 лет. – М., 2002. 2. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. – М., 1987. 3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр “Академия”, 2005.

 

1,309 views`
Метки: 

Оставить Ответ

Ваш email не будет опубликован.