Развитие математических способностей у дошкольников

Данной статьей хотелось бы определить содержание раздела “Дошкольная математика” для того, чтоб было понятно заполнение данного раздела и последующее его развитие.   

Развитие математических способностей у дошкольников заключается в формировании взаимосвязанных представлений о пространстве, величине, форме, числе, времени, их свойствах.   

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные перемены в познавательной деятельности малыша, которые происходят в итоге образования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Формированию у малыша математических представлений способствует применение разных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые познания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.   

В начальной школе курс математики, как показывает практика, дается школьникам сложно. Часто дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Вероятно, одной из главных причин таких проблем является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из самом важных задач воспитателя и родителей – развить у малыша внимание к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в занимательной и игровой форме поможет ребенку в последующем быстрее и проще усваивать школьную программу.   

В связи с проблемой образования и роста способностей стоит указать, что не мало исследований психологов направлены на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного исполнения. Т.о., способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.Общий правило образования способностей заключается в том, что они создаются в ходе овладения и исполнения тех видов, для которых они необходимы. Способности не есть что-то окончательно и бесповоротно предопределённое, они создаются и развиваются в ходе обучения , в ходе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, по этой причине стоит формировать, воспитывать, развивать, совершенствовать способности малышей и невозможно заблаговременно в точности предвидеть как далеко может пойти это развитие.   

Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, идет в первую очередь указать на ряд распространенных заблуждений.В первую очередь, многие думают, что математические способности заключаются в первую очередь в способности к быстрому и точному вычислению (в т.ч. в устно). В действительности же вычислительные способности отнюдь не вечно связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие считают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, количества. Хотя, как указывает академик А.Н. Колмогоров, удача в математике меньше всего основан на способности с высокой скоростью и надежно запоминать большое число фактов, цифр, формул. Наконец, думают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. В особенности быстрый темп работы сам по себе не имеет взаимоотношения к математических способностям. Ребенок может трудиться медленно и неторопливо, однако в то же время скурпулезно, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.   

В.А.Крутецкий в книге “Психология математических способностей дошкольников” различает 9 способностей (компонентов математических способностей):  

  1. Умение к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от определенных количественных взаимоотношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами взаимоотношений и связей.
  2. Умение обобщать математический материал, вычленять важно, отвлекаясь от незначительного, видеть общее во внешне различном.
  3. Умение к оперированию знаковой и числовой символикой.
  4. Умение к “последовательному, верно расчленённому логическому рассуждению”, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.
  5. Умение сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами.
  6. Умение к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).
  7. Гибкость мышления, умение к переключению от одной умственной операции к иной, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.
  8. Математическая память. Возможно предположить, что её типичные черты к тому же вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.


  9. Умение к пространственным представлениям, которая прямым способом связана с наличием подобной отрасли математики как геометрия. 

Логическое мышление. Многие родители полагают, что важно при подготовке к школе – познакомить малыша с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это часто выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Хотя при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В.Занкова, система В.В.Давыдова, система “Гармония”, “Школа 2100″ и др.) эти умения достаточно недолго выручают малыша на уроках математики. Запас заученных познаний заканчивается с большой скоростью (через 1-2 месяца), и несформированность своего умения продуктивно мыслить (то есть своими силами исполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) с большой скоростью приводит к появлению “заморочек с математикой”. В то же время ребенок с развитым логическим мышлением вечно имеет более шансов быть успешным в математике, даже если он не был заблаговременно научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п. ). Не просто так в последние несколько лет во массы школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в 1-й класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только лишь арифметического, индивидуальности. Закономерен ли подобный подход к отбору деток для обучения? Да, закономерен, т.к. учебники математики таких систем построены т.о., что уже на первых уроках ребенок обязан применять умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты собственной деятельности.   

Хотя не идет задуматься, что развитое логическое мышление – натуральный дар, с наличием или отсутствием которого идет свыкнуться. Есть большое число исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления возможно и рекомендуется заниматься (даже в тех ситуациях, когда природные задатки малыша в этой области очень скромны). В первую очередь разберемся в том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы умственных действий – сопоставление, обобщение, синтез, разбор, аналогия, сериация, систематизация, классификация, абстрагирование – в литературе тоже называют логическими приемами мышления. При организации особой развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается существенное увеличение результативности этого процесса независимо от исходного уровня роста малыша.   

Для выработки конкретных математических умений и навыков требуется развивать логическое мышление дошкольников. В школе им потребуются умения сравнивать, конкретизировать, анализировать, обобщать. Потому требуется научить малыша решать проблемные обстановке, создавать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает умение выделять важное, своими силами подходить к обобщениям.   

Логические игры математического содержания воспитывают у деток познавательный внимание, умение к творческому поиску, стремление и способность учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для любой занимательной задачи, вечно вызывает внимание у малышей. Занимательные задачи способствуют развитию у малыша умения с высокой скоростью воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают осознавать, что для правильного решения логической задачи требуется сосредоточиться, они начинают понимать, что подобная занимательная задачка содержит в себе какой-то “подвох” и для ее решения требуется понять, в чем здесь хитрость. Логические задачки могут быть следующими: – У 2-х сестер по одному брату. Сколько деток в семье? (Ответ: 3) Конечно, что конструктивная деятельность малыша в ходе исполнения таких упражнений развивает не лишь математические способности и логическое мышление малыша, но еще и его интерес, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.    

Логическое развитие малыша предполагает тоже создание умения осознавать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе логической связи. Так, за 2 г. до школы возможно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, трудностей с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в последующем.   

 Можно сформулировать следущие выводы:  

  1. Развитием математических способностей у дошкольников нужно заниматься.
  2. Математические способности создаются и развиваются в ходе обучения.
  3. Математические способности – это не просто умение считать в пределах 10, а целый комплекс способностей.
  4. Любовь к математике необходимо прививать с раннего детства.
2,524 views`
Метки: 
Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Эта рубрика мне особо нравиться, потому что я работаю с дошкольниками и их будущими воспитателями! Буду следить за рубрикой. Могу чем нибудь помочь в пополнении рубрики

Оставить Ответ

Ваш email не будет опубликован.