Определение (классической вероятности). Вероятностью события называется отношение числа исходов, благоприятствующих ему, к общему числу исходов:
.
Здесь A – событие, m – количество благоприятных исходов, n – общее число исходов
Заметим, что значение вероятности всегда находится между 0 и 1, т.е. если получен ответ, не попадающий в данный диапазон, то решение надо переделывать.
При вычислении вероятностей нередко необходимо использовать формулу вычисления числа сочетаний:
.
Здесь n!=1*2*…*n. Например, 5!=1*2*3*4*5=120.
Примеры задач по теории вероятностей
1. В случайном эксперименте бросают две игральные кости (кубика). Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых.
Решение. При бросании игрального кубика всего возможно 6 вариантов. Тогда при бросании двух кубиков количество вариантов равно 6*6=36, т.е. n=36.
Посчитаем теперь сколько благоприятных исходов. 7 может выпасть следующим образом: 1-6, 2-5, 3-4, 4-3, 5-2, 6-1. Т.е. всего 6 вариантов. Отсюда m=6.
Поэтому искомая вероятность равна m/n=6/36=1/6
Ответ: 0,17
2. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орёл не выпадет ни разу.
3. В среднем из 900 садовых насосов, поступивших в продажу, 27 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.
Решение. Не подтекающих насосов 900-27=873. Это и есть m. А n=900.
Таким образом вероятность вычисляется по формуле: 873/900.
4. В чемпионате по гимнастике участвуют 70 спортсменок: 25 из США, 17 из Мексики, остальные из Канады. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Канады.
Решение. Всего спортсменок 70. Это и есть n. Количество спортсменок из Канады m=70-25-17=28.
Поэтому вероятность вычисляется так: 28/70=0,4. Это и есть ответ.
ЕГЭ на Youtube
На youtube имеется замечательный ролик, показывающий как надо решать задачи по теории вероятностей, которые могут встретиться на ЕГЭ.
[fvplayer src='http://www.youtube.com/watch?v=PQ8pmQVtiX0']
Самостоятельная работа
Попробуйте решить следующие задачи
1. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 2 красных, 9 желтых и 4 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшихся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет желтое такси.
2. Ученика попросили назвать число от 1 до 100. Какова вероятность того, что он назовет число кратное пяти?
3. Монета брошена три раза. Какова вероятность двух «орлов» и одной «решки»?
4. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 9 очков. Результат округлите до сотых.
5. Стрелок попадает в цель с вероятностью 0,8. Найдите вероятность того, что он попадёт в цель четыре раза выстрела подряд.
Есть вопросы? Задавайте. С удовольствием отвечу.
20 Февраль 2014 в 7:48
Создается впечатление, что в егэ добавили первый курс высшей математики. Часы на математику сокращают, а программу егэ усложняют. В рекомендациях подготовки к егэ по математики чуть ли ФОРМУЛЫ Байеса рекомендуют использовать. Жуть полнейшая. Про комбинаторику молчу уж.
20 Февраль 2014 в 22:28
В ИГА есть понятие “Реальная математика”. Эти задачи видимо к ней и относят.
1 Июнь 2016 в 20:39
Почему в первой задаче 6 умножили на 6, а не прибавили, там же чётко написано “сумма”! Даже в игре так и бывает, два выпада игральных костей суммируют. Или я что-то путаю?
1 Июнь 2016 в 20:42
А затем «6:12=0,5», нет?
1 Июнь 2016 в 22:02
Именно умножить. Просто надо рассмотреть все пары вариантов: (1,1), (1,2), (1,3), …, (5,6), (6,6). Их действительно будет 6*6=36